КАКОЙ ВЫБРАТЬ БЮДЖЕТНЫЙ ФОТОАППАРАТ
Как ухаживать за котятами
Как рисовать граффити
Информация к новости
  • Просмотров: 3652
  • Автор: inspektor
  • Дата: 2-09-2009, 03:23
2-09-2009, 03:23

Литография

Категория: Общие советы

Графические способы изготовления и печати художественных картин, декоративных изделий и сувениров (эстамп, экслибрис, гравюра, монотипия, диатипия, экватипия, граттаж, портрет, иллюстрация, ксилография, линография, литография, монограмма, набойка, оттиск, бархатирование и мн.др.).

ВВЕДЕНИЕ
Мы предлагаем вам заняться графикой, в том числе и гравюрой. Попробуйте - это несложно. Занятия можно начинать в любом возрасте. А еще лучше, если вы увлечетесь всей семьей. Да, да, и дети тоже. Рекомендуемые нами простейшие графические техники вполне доступны ребенку. А сам процесс занятий захватывающе интересен. И согласитесь, графика - это проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех.

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, как, впрочем, и все другие виды изобразительного искусства, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.

А как быть с теми, кому шестьдесят, семьдесят и более лет? Займитесь графикой, и вы не пожалеете, ведь эти занятия - настоящий генератор хорошего настроения. Вы можете своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можете выполнить поздравительную открытку, которую не купишь в магазине. А можно придумать и сделать самому экслибрис - книжный знак для вашей домашней библиотеки. Каждое занятие - это праздник, и хочется, чтобы он повторился. Говорят даже, что тот, кто хоть раз поработал с красками и водой, тот никогда уже с ними не расстанется.

Начав заниматься, не бросайте начатое на полпути. В каждом деле должна быть система, а в графике система тем более необходима. Она неизмеримо ускорит ваш путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от многих неудач.

Итак, смело приступайте к экспериментам с бумагой, красками и водой, которые отныне станут для вас источником радости.

- Но,- скажете вы,- гравюра... ведь это так сложно! Нужно специальное оборудование: станок, резец, кислота для травления...

Все зависит от того, какой вид гравюры вы изберете. Об этом мы в свое время поговорим подробнее.

Поначалу же вам понадобятся обычная писчая или чертежная бумага, которая продается в любом канцелярском магазине, кисточки, гуашевые краски, тушь (продается там же), цветные карандаши... Впрочем, для каждого вида графики нужны свои материалы, столь же доступные, как и перечисленные выше.

- Но ведь рисунок также вид графики, - вполне резонно заметите вы. - Зачем же краски, кисточки...

Заглянем в Энциклопедический словарь:

"Графика (от греческого grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями".

Если уж быть совсем точными - мы предлагаем вам заняться работой над печатными художественными изображениями и работой над гравюрой в том числе.

- Не проще ли просто нарисовать что-нибудь на бумаге, да и дело с концом? - продолжите вы свою мысль.

Проще, да не всегда лучше. Особенно если речь идет о начинающем художнике. Впрочем, предлагаем вам решить самостоятельно. И проведем небольшой опыт.

Нарисуем на листе бумаги бабочку... Постарайтесь выполнить рисунок аккуратно, поярче раскрасьте крылышки... Нравится? Вы довольны своей работой. Вышло совсем неплохо - четко очерчены контуры, симметрично расположены узоры и цветные пятнышки.

А если нарисовать бабочку гуашью? Смотрите, изображение стало более сочным и одновременно более "живым"!

А если теперь еще влажный рисунок гуашью "отпечатать" на другом листе бумаги? Для этого на рисунок сверху накладываем лист чистой бумаги и плотно прижимаем, даже слегка приглаживаем рукой. Затем осторожно снимаем верхний лист... Видите? Изображение, конечно, стало менее четким, более расплывчатым, стерлись границы между разными красками. В одном месте отпечаталось больше краски - яркое пятно. В другом краски совсем немного и просвечивает белая бумага... Но, как ни странно, это совсем не портит картинку. Наоборот, она стала мягче и нежнее.

Повторите тот же эксперимент, нарисовав и отпечатав подобным образом пейзаж - пруд, окруженный лесом, или цветущий летний луг. И вы убедитесь, насколько интереснее стала ваша картинка - жесткие контуры, нанесенные неопытной еще рукой, смягчены, и кажется, что изображение "ожило", наполнилось светом, воздухом и жизнью.

Вам, очевидно, понравился и сам процесс изготовления оттиска. И уж, конечно, он вызвал интерес у вашего ребенка, ведь дети так любят "печатать".

А теперь вам будет небезынтересно узнать, что к описанному здесь приему прибегают и профессиональные художники. А называется эта графическая техника монотипией (от греческого слова monos - один), так как отпечаток в этой технике получается всегда только один. И если вы захотите что-либо изменить или улучшить, нужно изготовить новый "оригинал", то есть нарисовать все заново. Впрочем, можно еще и "прописать" готовый отпечаток - нарисовать сверху цветы или дерево. К этому мы также вернемся.

Техника монотипии не единственная, доступная начинающему. Не менее интересны и также совсем не сложны занятия акватушью и диатипией, граттажем или техникой царапания. Вы сможете овладеть также и новой необычной техникой - "водяной печатью".

Первая заповедь начинающих - никаких жестких схем! Каждый начинает заниматься той техникой, какой ему удобно, и так, как ему проще. Это вовсе не значит, что нужно отказываться от определенных правил и приемов. Просто на первых порах следует дать возможность рукам самим приспособиться к непривычной ситуации.

Материал расположен в порядке всевозрастающей сложности техник. Дана подробная методика работы в каждой из них. Но хотелось бы напомнить - никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать неумеющего человека мастером - для этого каждому потребуется длительный, кропотливый, но и увлекательный труд.

Не бросайтесь на все сразу. Освойте что-то одно и только потом переходите к новому. Порадуйтесь маленьким успехам, которые приходят в процессе работы. Познав однажды это приятное чувство - достижения успеха, - мы охотнее переходим к изучению следующих премудростей и также стремимся преуспеть в них.

К своим занятиям графикой вы можете привлечь и ребенка. Но пожалуйста, никогда не принуждайте малыша. Пусть ребенок сам выберет графику, а для этого превратите занятия в веселую игру с бумагой, краской и водой.

Внимательный, терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные занятия, - вот непременное условие успеха. Позвольте ребенку вместе с вами сделать все, что предлагается в наших рекомендациях, и придумайте сами что-нибудь свое, новое.


ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ
Подумайте о рабочем месте. Это может быть стол или достаточно просторный и свободный от цветов подоконник, откидная крышка секретера или тумбочка. Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг него. Работая, нужно видеть весь лист целиком, ваша тень не должна падать на бумагу.

Понадобится также широкая полка или несколько полок в шкафу, чтобы хранить готовые работы и необходимые принадлежности.

Заранее подготовьте бумагу, кисти, карандаши, краски, достаточно широкий, но не слишком глубокий сосуд для воды - лучше всего ванночку для проявления фотографий или небольшой тазик. Запаситесь также банкой для мытья кистей.

Во время работы все принадлежности должны быть под рукой и располагаться на противоположном от вас краю стола.

Хорошо, если будет специальный фартук для работы, а детям лучше всего сшить удобные немаркие халатики. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на серьезный лад. В работе с некоторыми графическими техниками понадобятся и резиновые перчатки.

Полностью законченные работы храните в специальной папке. Время от времени просматривайте сделанное - порадуйтесь успехам.

И еще один совет - выделите для занятий определенное время. Работать с детьми лучше в первой половине дня, а к работе "для себя" вернуться вечером. Вы скоро убедитесь в благотворном влиянии занятий графикой на нервную систему. Без особо уважительных причин не отдавайте этого времени ничему другому.

Входите в работу вдумчиво, со вкусом. Какое-то время уйдет на то, чтобы расставить и разложить в определенном порядке стаканчик с кистями, баночки с красками. Положите стопку чистой бумаги. Налейте в ванночку воды. Все это делайте не спеша, чтобы от самих приготовлений к любимым занятиям испытывать радость. После занятий все уберите на место. Последите за тем, чтобы ребенок также принимал участие в подготовке к работе и бережно относился к своим работам и своим орудиям труда.


ВАШИ ИНСТРУМЕНТЫ
Бумага, кисти, краски - ваши инструменты. От их качества и состояния зависит успех дела.

Бумага. Почти все графические работы выполняются на бумаге, и она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего бумага должна быть чистой и ровной. На мятой бумаге трудно получить хороший отпечаток. Скрученная в трубку бумага с трудом расправляется, поэтому хранить бумагу следует в папке или просто сложенной в стопку. Не забудьте, что бумага боится света, сырости и пыли.

У бумаги есть лицевая и оборотная стороны. На оборотной стороне можно заметить следы сетки - похоже на оттиск ткани. Чтобы это увидеть, поверните бумагу к свету. Работать лучше на лицевой стороне.

Для работы понадобится обычная писчая бумага, а также ватман и чертежная бумага. Кстати, подойдет не только белая бумага, но и бумага серого, кремового, песочного цвета.

Бумага бывает сильно или слабо проклеена. Для некоторых графических техник предпочтительнее сильнопроклеенная бумага, для других - слабопроклеенная, иногда слегка влажная. Так, для работы тушью или акварелью нужна чертежная бумага. Слабопроклеенная и чуть влажная бумага хороша для монотипии. Для линогравюры и печати с аппликации понадобится слабопроклеенная и сухая бумага.

Понятно, что зачастую выбор ограничен бумагой, имеющейся в распоряжении. Но тем не менее напомним, что к выбору бумаги и ее подготовке - увлажнению или сушке, тонированию или окраске - относитесь со вниманием. Испытывайте в работе разные сорта бумаги. Постепенно сами решите, на какой бумаге работать удобнее и проще.

Кисти. Наиболее жесткие, щетинные кисти применяют для работы маслом (рис. 1,а). Круглые, мягкие, остроконечные кисти (беличьи и похожие на них по мягкости из шерсти куницы или соболя) используют для акварели (рис. 1, б), темперы. Колонковые кисти подходят для работы любыми красками. Начинающему больше подойдут мягкие кисти.


Рис. 1. Кисти: а - для масляных красок; б - для акварельных красок.


Если в продаже нет подходящих кистей, попробуйте работать птичьим пером. Концами птичьих перьев писали мастера миниатюрной живописи на Востоке.

После работы хорошенько промойте кисти. Если работали акварелью или гуашью - прополощите кисти в чистой воде, а если маслом - в растворителе (скипидаре). После темперы кисти промывайте не мешкая и особенно тщательно - темпера по высыхании не размывается. Очищенную кисть надо вытереть тряпочкой и поставить вверх волосом в стаканчик или банку.

Краски: В графике используются гуашевые, масляные краски, а также акварель, темпера и тушь.

Гуашь (от итальянского guazze - водяная краска) - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водо-клеевым связующим и примесью белил. Работают гуашью по бумаге, картону, полотну, шелку. Краска продается в стеклянных банках, лучший сорт - "Художественная".

Гуашь легко разводится водой, смывается, ложится даже на слабопроклеенную бумагу - в этом ее преимущество для начинающих графиков. Еще одно преимущество гуаши - поверх ранее отпечатанного можно писать как светлым, так и темным цветом. То есть гуашь ложится на уже имеющийся на бумаге слой краски и не смешивается с ним.

Писать гуашью советуют по сырому, постоянно смачивая бумагу. Перед началом работы краску разводят водой до густоты сливок. Из баночки ее рекомендуется брать не кистью, а специальной деревянной лопаточкой и класть на палитру. Для каждого цвета лопаточка должна быть своя.

Высохшая гуашь сильно светлеет - это полезно запомнить.

Для гуаши необходимы кисти из упругого волоса (колонковые, барсучьи, щетинные).

Масляная краска. Для работы с масляной краской понадобится растворитель (лучше всего скипидар). Разводится масляная краска как можно жиже. А когда начнете рисовать, следите постоянно за тем, чтобы слой краски не был слишком толст.

Не удивляйтесь, что вам предлагается работать маслом по бумаге. Такой краской пишут не только на холсте или дереве, но и на картоне и бумаге. Допустима и живопись по-сырому.

Для масляных красок подходят любые кисти. Чаще употребляют щетинные - плоские и круглые - № 8, 16, 24 (номер означает ширину кисти в миллиметрах). Небольшие работы удобно писать колонковыми кистями.

Масляные краски продаются в тюбиках. Выберите те цвета, которые понадобятся вам в первую очередь. Поначалу остановитесь на нескольких ярких: красном, зеленом, синем.

Писать придется за один прием, без подмалевка. Ведь нужно успеть сделать оттиск, пока краски не просохли. Такой способ исполнения называется "алла прима". В отличие от гуаши и темперы масляные краски не изменяют цвета в процессе высыхания.

Во время занятий с детьми, особенно маленькими, старайтесь работать гуашью, которая привлекает ребят своей яркостью. Краска разводится водой, и в этом смысле она безопаснее масляной краски, для разжижения которой нужен скипидар.

Акварель (от латинского слова aqua - вода) - краски, составленные на растительном клее и разводимые водой. Основные качества . акварельных красок - их прозрачность (сквозь краску просвечивает бумага) и чистота цвета. Размывы и затеки акварели создают эффект подвижности. Широко применяется в пейзажной живописи. Акварель не терпит густых наслоений краски и многократного прописывания по одному месту. Если нужно что-то поправить, снимают лишнюю краску обсушенной кистью или выбирают влажной ваткой, а затем прописывают это место заново.

Разводить краски удобнее всего в крышке коробки. Смешивать акварель можно и на бумаге. Для разведения красок потребуется стакан или банка с чистой водой. Не забудьте и еще один сосуд с водой - для ополаскивания кистей.

Пишут акварелью и по сухой, и по мокрой бумаге.

Темпера (от итальянского слова tempera - смешивать краски) - одна из древнейших красок. Темперу изготовляют на эмульсии, куда входит синтетический клей (ПВА) или водный клеевой раствор в смеси с маслом. При покупке темперы выбирайте или казеиново-масляную, или синтетическую. Между собой их смешивать нельзя.

Темперу разжижают водой, но по высыхании она не размывается. Недостаток темперы - ее быстрое затвердевание, что почти исключает работу по-сырому, то есть возможность сделать с темперного изображения оттиск. По высыхании темпера светлеет. Трудно сделать оттиск и с акварельного изображения. Эти краски используются в рекомендуемых нами техниках в том случае, если нужно что-то "прописать" сверху.

Тушь. В графике используется не только жидкая черная тушь, но и цветная.

В ходе работы тушь разбавляется водой, но при высыхании она почти не смывается. Цветовой тон рисунка (и соответственно отпечатка) в зависимости от того, насколько разбавлена тушь, колеблется от бурого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь дает на бумаге интенсивный черный цвет.

Палитра. В качестве палитры подойдет небольшой кусочек фанеры или картонная папка. На палитру (рис. 2) кладется немного краски - масляной или гуашевой. Краски раскладываются небольшими порциями по краю. Середина палитры служит для смешивания красок. После окончания работы палитру очищают начисто водой или скипидаром и вытирают.


Рис. 2. Палитра.





ПРОЧТИТЕ ДЕТЯМ
Известный график, создавший много иллюстраций для детских книжек, в том числе для "Сказок" К.И. Чуковского и "Стихов для детей" С.Я. Маршака, В.М. Конашевич писал, обращаясь к юным художникам:

- Бумага, кисти, краски, карандаши - ведь это ваши "драгоценности". Они драгоценны не потому, что дорого стоят. Их надо беречь как драгоценность, чтобы они были вам верными товарищами в работе. Бумага должна быть подходящей для рисования, чистой, ровной, а не смятой. Кисть после работы надо хорошенько прополоскать в чистой воде, вытереть тряпочкой, уложить в пенал или поставить вверх волосом в какой-нибудь стаканчик на вашем столе. А некоторые порисуют и бросят кисть куда попало, среди книжек и тетрадок, она там разлохматится, станет негодной для работы.


ПРИЖМИ И ОТПЕЧАТАЙ
Печать привлекает всех. Маленькие дети любят резиновые печатки с изображениями животных, и в первые школьные годы изготовление таких печаток из ластика наверняка было и вашим любимым развлечением.

А еще проще получить отпечаток так: сложите бумажную салфетку вчетверо и перегните ее еще раз пополам. Смочите салфетку разведенной краской и прижимайте к ней по очереди различные предметы. Последние приложите к чистой бумаге - получатся отпечатки.

Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттисните на бумаге донышко круглого стакана, квадратной коробочки, какой-нибудь треугольный предмет. Обратите внимание ребенка на то, как форма отпечатка зависит от формы предмета, что позволит вам незаметно подвести его к понятиям "верх" и "низ", к понятиям "прямого" и "зеркального" отображения предмета.

Не страшно, если ребенок не сразу догадается, какой предмет оставляет тот или иной отпечаток. Что действительно важно - это выработать у ребенка привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

А когда малыш уже несколько устанет "печатать", обратите его внимание на то, что, если рисовать на листках бумаги различной формы - круглых, квадратных, треугольных,- сама форма листка заставляет каждый раз по-новому обдумывать рисунок.

Это один из примеров игры с детьми, способствующей развитию памяти, глазомера, игры, помогающей сформировать простейшие мыслительные операции. С такой игры и советуем начать с ребенком занятия графикой.

А ваше внимание обращаем на так часто упоминаемый в графике термин "оттиск", обозначающий отпечаток графического изображения на бумаге, полученный передачей краски с печатной формы под давлением.

В дальнейшем слово "оттиск" часто будет употребляться именно в этом значении, хотя истинный его смысл гораздо шире.

Одной из простейших графических техник считается монотипия. Мы уже рассказывали вам об этой технике, упоминая о том неожиданном эффекте, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть.

Для тех, кто захочет узнать о монотипии подробнее, опишем кратко основные приемы работы в этой технике.

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Можно прокатать и фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один (рис. 3).


Рис. 3. Техника выполнения монотипии.


Отсюда и название - монотипия (от греческих слов monos - один, единый и typos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.

Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе...

Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой вощеной бумаге, а на фактурной - на ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листке обычной писчей бумаги...

И не гонитесь сразу за многоцветьем. Лучше сначала поработать двумя или даже одной краской.

Влажный оттиск оставьте просыхать на столе. Его можно прикрепить кнопками к специальной деревянной доске или же повесить сохнуть на веревку, прикрепив прищепкой. Так сушат фотоотпечатки.

Для тех, кто занимается с детьми.

Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.

Запомните: ваш ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный момент. Важно, чтобы где-то рядом всегда был взрослый. Ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе в случае неудачи ребенок надолго потеряет к занятиям графикой всякий интерес. К тому же вместе веселее. Умейте обучать, не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в процессе работы. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.

Так, на листке бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами...

Но лучше постараться увидеть в них звезды и цветы. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными глубоководными рыбами или моллюсками, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками, кристаллами или раковинами.


Рис. 4. "Кляксы".


Рассмотрите хорошенько приведённый здесь рис. 4 - работу пятилетней девочки - и увидите гуся и верблюда, морского конька и дождевую тучу, смирно сидящую кошку и что-то напоминающее корабль инопланетян... К сожалению, здесь мы не можем воспроизвести картинку в цвете:

Пускай дети или внуки займутся изготовлением подобных картинок. Результат - не менее получаса сосредоточенной работы, а значит, и спокойствия в доме. А затем порадуйтесь удивительным узорам.

Хорошо устроить небольшое соревнование среди домашних - кто больше фантастических животных увидит или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю.

Может быть, и остальные члены семьи также захотят изготовить собственные фантастические панно. И тогда вы сможете устроить семейную выставку.

"Шедевры" разложите на полу. Получится большая многоцветная мозаика. Или развесьте их на бельевой веревке для всеобщего обозрения. А затем из этих оттисков составьте большой настенный ковер, наклеив их на лист ватмана или картона.

Красиво расположить оттиски, чтобы ни один не потерялся, чтобы они выгодно дополняли друг друга,- тоже большое искусство. А постигается оно, когда прислушиваются к мнению каждого и уважают мнение не только старшего, но и совсем юного участника выставки. И не надо бояться споров. Давно известно, что в спорах рождается истина. А кроме того, ваш ребенок получит первый наглядный урок того, как нужно отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению другого.

Пусть каждый работает в своем любимом цвете. И увидите, как в зависимости от выбранной краски будет отличаться настроение готовых работ: оно будет то светлым и радостным, то задумчивым и даже печальным.

Избрав подходящий момент, можно провести с домашними первую искусствоведческую беседу, рассказав о теплых и холодных тонах и о той гамме чувств, которые они несут.


ПОГОВОРИМ О ЦВЕТЕ
"Рисунок придает вещам форму, краска - жизнь. Она божественное дыхание, которое все оживляет",- писал Дени Дидро, французский философ-материалист XVIII в., основатель и редактор "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел".

Представление о разнообразии цветов лучше всего дает радуга. Помните семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые напоминают солнце, его цвет, его тепло - теплые цвета. Вторые - прохладу, холод, вечерние тени - холодные. Поэтому красные, оранжевые и желтые цвета называют теплыми, а синие, голубые, зеленые и сине-зеленые, фиолетовые - холодными. Отдельные цвета при смешении дают ощущение белого цвета. Они как бы дополняют друг друга, чтобы образовать белый цвет. Цвета эти и называют дополнительными. К ним относятся красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый и так далее.

Но если при смешении дополнительные цвета обесцвечиваются, то при сопоставлении усиливают друг друга. "Нет синего без желтого и оранжевого; значит, если вы пишете синее, давайте рядом и желтое и оранжевое, не так ли?" - это слова голландского живописца Ван Гога, чьи живописные произведения построены на сочетании ярких цветов. (Иногда дополнительные цвета называют еще контрастными цветами.).

В природе цвет не постоянен и зависит от освещения и воздуха. К воздуху примешаны пары влаги, пыль, дым. Все это изменяет окраску предметов. Поэтому лес бывает то зеленым, то голубым; утром - оранжевым, на закате - багровым. Повседневно встречаясь с привычными окружающими его предметами, человек привыкает не замечать изменений в их окраске. Но если хотите увидеть живую игру цвета в природе - учитесь доверять глазу. Требуется умение смотреть, чтобы научить глаз замечать красоту цветовых соотношений в лесах, в горах, в холмистых далях, в облаках, в переливах цветов на снегу, на воде. Человеческому глазу доступны 40 тысяч оттенков цвета. Но талантом увидеть все их обладают немногие.

В цвете есть и другие интересные свойства. Например, все предметы, окрашенные желтым, оранжевым или ярко освещенные выглядят более близкими, чем темные - синие, фиолетовые. Яркие кажутся большими по размерам, а темные - меньшими.

Каждый цвет оказывает различное воздействие на человека: оранжевый и красный возбуждают, зеленый успокаивает, синий и фиолетовый усыпляют.

Слово "колорит" произошло от латинского color, что означает "краска", "цвет". Понятие "колорит" означает систему соотношений цветов и тонов, образующих определенное единство. По характеру цветовых сочетаний различают спокойный и напряженный колорит, теплый или холодный, светлый или темный. А по степени насыщенности и силы цвета - яркий, сдержанный, блеклый и так далее... В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.

Гармоничными называют красивые сочетания цветов, то есть те сочетания, которые вызывают у нас ощущение целесообразного и разумного соединения.

Практический совет

Вы составляете букет цветов и хотите запечатлеть его на картине. Красивы букеты одной цветовой гаммы, например, желтые цветы прекрасно сочетаются с оранжевыми и красными. Гармоничны сочетания нежных оттенков - от розового до лиловатого. Если же цветы не гармонируют по расцветке, к ним добавляют нейтральный цвет - белый. Это может быть большой белый цветок в самом букете или белая фарфоровая ваза, в которую помещены цветы. Если вам не удается добиться необходимой гармонии цветов, разместите цветы на картине достаточно свободно, так, чтобы между ними было видно и пространство белого бумажного листа.


БАБОЧКА РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ
Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии.

Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями (рис. 5, а). Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь (рис. 5, б). Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листка.


Рис. 5. Бабочка: а - со сложенными крыльями; б - с расправленными крыльями.




При помощи этого незамысловатого приема легко объяснить детям законы симметрии. Надеемся, что эта игра понравится также и вам. Вы можете заставить "шевелить крылышками" стрекоз и мотыльков, "расцветать" ромашки и гвоздики, превращаться в пушистый шарик одуванчики.

Совет мамам, папам, бабушкам и дедушкам

Важно, чтобы ребенок испытывал от занятий радость. Задачи, которые ставятся перед ним, должны быть легкими, и только постепенно можно их усложнять.

Помните, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, что очень нежелательно. Поэтому старайтесь не оставлять ребенка без внимания, почаще хвалите его работу и его усердие. Как только для этого представится возможность, покажите выполненную им картинку остальным членам семьи. Для ребенка такое уважительное отношение к его деятельности важно.

Об этом не должны забывать и те взрослые, которые не принимают участия в играх с ребенком, а только оценивают результат. Все взрослые просто обязаны относиться к Занятиям детей со всей серьезностью, недопустима хотя бы тень насмешки в то время, когда они будут оценивать выполненную малышами открытку или просто результат очередного эксперимента с бумагой, краской и водой.

Диатипия. Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные отличия.

Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или просто тампоном из тряпки наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом (или несколькими карандашами), а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу (рис. 6).

Рис. 6. Диатипия:

а - пластина для первой покраски;

б - валик для первой краски;

в, г - краски;

д - валик для второй краски;

е - тампоны для мелких работ;

ж - выполнение рисунка.


На той стороне, которая была прижата к стеклу или к картону, получается оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Но ребенку обычно нравится и первоначально созданный рисунок. Да и краска имеет свойство как бы проникать сквозь бумагу под нажимом карандаша.

Можно работать с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке. Последнюю положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и... оттиск готов.

Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном вами же фоне.

Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите - там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом - белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше - это похоже на облака. А сверху оттисните выпуклый силуэт чайки (рис. 7).

Рис. 7. Чайка, парящая в голубом небе.


Акватушь. Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или экватипии. Однако она перекликается с двумя предыдущими техниками благодаря своей наглядности. А некоторая сложность с лихвой окупается эффективностью и быстротой. Вы уже заметили, что в словах "акватушь" и "акватипия" есть одинаковая часть, а именно "аква" (от латинского aqua - вода). Да, теперь, кроме бумаги и красок, понадобится и вода, налитая в большой плоский сосуд, лучше всего в ванночку для проявления фотографий. Для этой же цели используют и достаточно просторный тазик.

Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.

Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если слой ее не слишком толст).

А затем "проявите" рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами (рис. 8). Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

Рис. 8. Так выполняется акватушь.


Посмотрите, какой изысканный натюрморт получился у шестилетнего мальчика (рис. 9). Эту вазу с засушенными листьями он выполнил в технике акватуши.

Рис. 9. Натюрморт.




Граттаж. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапания.

Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге "Сто народных баллад".
Назад Вперед
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Август 2016 (52)
Июль 2016 (143)
Июнь 2016 (131)
Май 2016 (153)
Апрель 2016 (135)
Март 2016 (215)
^